Энтони де Мелло

Одна минута мудрости

Часть первая

Часть вторая

Часть третья

Часть четвертая

Часть пятая

Часть шестая

 

 

Часть первая

 

ЧУДЕСА
Человек проделал долгий путь по суше и по морю, чтобы самому убедиться в необычных способностях Мастера.
- Какие чудеса сотворил твой Мастер? - спросил он одного ученика.
- Смотря что называть чудесами. В вашей стране принято считать чудом, если Бог исполнит чью-то волю.
У нас же считают чудом, если кто-то исполнит волю Бога.

ЗРЕЛОСТЬ
Ученику, который постоянно молился, Мастер сказал:
- Когда же ты прекратишь опираться на Господа и сам станешь на ноги?
Удивился ученик:
- Но ведь ты и учил нас видеть в Боге Отца!
- Когда же ты усвоишь, что отец не тот, на кого можно опереться, а тот, кто избавляет тебя от этой привычки?

ЧУТКОСТЬ
- Как мне достичь единения с Творцом?
- Просто слушай.
- Как я должен слушать?
- Прислушивайся ко всему вокруг, внимай каждому шороху Вселенной. Но как только услышишь, что говоришь ты сам, замолчи.

АБСУРД
Мастер скреб кирпичом пол в комнате, где медитировал его ученик.
Поначалу ученику это нравилось, он решил, что мастер проверяет его умение концентрироваться. Но когда скрежет стал невыносимым, ученик не выдержал:
- Ради всего святого, что ты делаешь? Разве ты не видишь - я медитирую?
- Я полирую кирпич, хочу сделать из него зеркало, - ответил Мастер.
- Ты безумен! Разве можно сделать зеркало из кирпича?
- Не более безумен, чем ты! Разве из эго можно медитировать?


ЯСНОСТЬ
- Не ищите Бога, - сказал Мастер. -- Просто смотрите - и вы увидите.
- А как смотреть?
- Когда смотрите на что-нибудь, старайтесь видеть только это и ничто иное.
Ответ озадачил учеников, поэтому Мастер попытался упростить объяснение:
- Например, вы смотрите на луну и видите только луну.
- А что еще, кроме луны, можно увидеть, глядя на луну?
- Голодный может увидеть головку сыра. Влюбленный - облик своей возлюбленной.

ГЛУБИНА
Мастер сказал бизнесмену:
- Как рыба гибнет на берегу, так и ты гибнешь в мирской суете. Рыбе нужно вернуться к воде, а тебе - к уединению.
Бизнесмен ужаснулся:
- Мне что же - бросить свой бизнес и уйти в монастырь?
- Нет-нет. Продолжай заниматься бизнесом и войди в свое сердце.

ОБИТЕЛЬ
Ученик просил Мастера научить его мудрости.
- Войди в свою обитель, она и научит тебя.
- Но мне некуда идти, я не монах.
- Конечно, тебе есть куда идти. Загляни внутрь себя.

БОЖИЙ ДАР
- Каким праведным трудом я мог бы заслужить милость Божью? - спросил еврей.
- Откуда мне знать? - ответил Мастер. - В твоей Библии говорится, что Авраам ежедневно проявлял радушие и Бог был с ним. Илия молился, и Бог был с ним. Давид правил царством, и Бог был с ним.
- Можно ли как-нибудь узнать, что за работа пред назначена мне?
- Можно. Спроси, что милее всего твоему сердцу, - и делай то, что оно велит.


ГАРМОНИЯ
Несмотря на приверженность традициям, Мастер не особо чтил законы и условности. Однажды между отцом и дочерью возник спор. Отец настаивал, чтобы в выборе будущего супруга дочь поступала сообразно с канонами религии.
Мастер открыто стал на сторону девушки.
Отец удивился: как мог такой благочестивый человек поддержать его дочь? Мастер ответил ему на это:
- Пойми: жизнь сродни музыке. А для музыки чувства и интуиция важнее, чем законы.


ПОНИМАНИЕ
- Как я могу заслужить милость Господа, чтобы Он избавил меня от привычки осуждать ближнего?
- Молитвой.
- Тогда почему я все еще не заслужил эту милость?
- Ты не там молился.
- А где следует?
- В сердце Господа.
- Что для этого нужно?
- Осознать, что совершающий грех не ведает, что творит, и потому заслуживает прощения.


ИЛЛЮЗИЯ
- Как достичь Жизни Вечной?
- Наша жизнь и есть Жизнь Вечная. Пребывай в настоящем.
- Но разве я сейчас не в настоящем?
- Нет.
- Почему нет?
- Потому что ты не освободился от прошлого.
- Зачем же мне отказываться от прошлого? Там не все так плохо.
- Прошлое нужно отбросить не потому, что оно плохое, а потому, что оно мертвое.


ПРОРОЧЕСТВО

- Я хочу стать учителем Истины.
- А ты готов терпеть насмешки, отчуждение и голод
до сорока пяти лет?
- Готов. Но скажи мне, что случится после сорока
пяти?

- Ты просто привыкнешь ко всему этому.


УЛУЧШЕНИЕ
Один молодой человек промотал все унаследованное им состояние. Как часто бывает в подобных случаях, оставшись без гроша, он обнаружил, что также лишился и друзей. В отчаянии, не зная, что предпринять, он разыскал Мастера и спросил его:
- Что со мной теперь будет? У меня нет больше ни денег, ни друзей.
- Не переживай и помни: с тобой все будет в порядке.
В глазах молодого кутилы вспыхнула надежда:
- Я снова стану богатым?
- Нет. Ты просто привыкнешь к состоянию безденежья и одиночества.


ПРАКТИЧНОСТЬ
Одна ученица готовилась к свадьбе. Из сострадания к бедным она уговорила родителей поступить вопреки общепринятым правилам. Было объявлено, что на банкете бедные гости сядут во главе стола, а богатые - у двери. Девушка смотрела на Мастера, ожидая увидеть в его глазах одобрение.
Немного подумав, Мастер сказал:
- Это очень неразумное решение. Такая свадьба никому не будет в радость. Твои родители будут смущены, богатые гости сочтут себя оскорбленными, а бедняки останутся голодными, ибо, находясь у всех на виду, будут чувствовать себя неловко.


НЕВЕЖЕСТВО
Ученик Мастера был одаренным юношей. Отовсюду к нему за советом приезжали ученые, которые восхищались его познаниями.
Когда правителю понадобился мудрый совет, он отправился к Мастеру.
- Говорят, этот юнец очень много знает. Верно ли это?
- По правде говоря, - сказал Мастер иронически,- парень читает так много, что я и представить не могу, откуда у него может взяться время на то, чтобы что-то знать.


ДАЛЬНОВИДНОСТЬ
Один заядлый картежник пожаловался Мастеру:
- Вчера я попался на шулерстве, меня избили и выкинули из окна.
Мастер смерил игрока взглядом и сказал:
- На твоем месте я бы играл только на первом этаже.
Ученики уставились на Мастера.
- Почему ты не посоветовал ему бросить азартные игры? - спросили они.
- Потому что я знаю: он не бросит, - просто ответил Мастер.


РАЗГОВОР
Ученику не терпелось рассказать Мастеру сплетни, услышанные на базаре.
- Подожди, - остановил его Мастер. - Правдива ли эта история?
- Думаю, нет.
- Принесет ли она кому-нибудь пользу?
- Да нет.
- Она смешная?
- Нет.
- Тогда зачем мне ее слушать?

ОБЛЕГЧЕНИЕ
Мастер считал, что не бывает плохих слов: все зависит от ситуации.
Узнав, что один из его учеников непристойно бранится, он заметил:
- Иногда сквернословие приносит облегчение, какого не может дать молитва.

СПЛЕТНИ
Ученик признался Мастеру в том, что у него есть дурная привычка повторять сплетни. Мастер с усмешкой ответил:
- Повторять - не такой уж большой грех; главное - ничего не добавлять от себя.

ДВИЖЕНИЕ
Ученики настойчиво просили Мастера научить их мудрости. Мастер сказал им однажды:
- Мудрость нельзя выразить словами. Она проявляется в действии.
Очертя голову, ученики кинулись действовать. Увидев это, Мастер громко рассмеялся и сказал:
- Это не действие. Это движение.


ТЮРЬМА

- Ты очень гордишься своим интеллектом, - сказал Мастер ученику. - Этим ты напоминаешь мне заключенного, который гордится тем, что у него большая камера.

В начало

 

Часть вторая

ЕДИНЕНИЕ

- Как добиться единения с Богом?
- Чем упорнее этого добиваешься, тем больше отдаляешься от Него.
- А как преодолеть это расстояние?
- Осознать, что никакого расстояния нет.
- Значит ли это, что Бог и я - одно?
- Не одно. Но и не два.
- Как такое возможно?
- Солнце и его свет, океан и волны, певец и песня - не одно. Но и не два.


РАЗЛИЧЕНИЕ

Человек, которого предала любимая, жаловался Мастеру:
- Я так обжегся, что больше никогда никого не полюблю.
- Ты словно кот, который, сев ненароком на раскаленную плиту, поклялся, что больше никогда ни на что не сядет, - обронил Мастер.


МАШИНАЛЬНОСТЬ

Однажды Мастер спросил своих учеников, что важнее: мудрость или действие.
Ученики были единодушны:
- Конечно, действие. Какая польза от мудрости, которая не реализуется в действии?
- А какая польза от действия, которое исходит от непросветленного сердца? - в свою очередь спросил мастер.


ПОКЛОНЕНИЕ

Мастер сказал боготворившему его ученику:
- Свет отражается от стены. Зачем же преклоняться перед стеной? Направь все внимание на источник света.


СКРЫТНОСТЬ

Турист в храме рассматривал изображения Учителей прошлого.
- Остался ли на земле хоть один великий Мастер?
- Есть один, - ответил гид.
Посетитель стал умолять о встрече. Увидев Мастера, он спросил:
- Где сегодня великие Учителя?
- Странник! - воскликнул Мастер.
- Учитель! - благоговейно отозвался турист.
- Где ТЫ?


СУДЬБА

Одна женщина жаловалась Мастеру на судьбу.
- Ты сама за нее в ответе, - сказал Учитель.
- Но разве отвечаю я за то, что родилась женщиной?
- Быть женщиной - это не судьба. Это твое предназначение. А твоя судьба зависит от того, как ты им распорядишься.


ВОЗРОВДЕНИЕ

- Начисто забудь о своем прошлом - и ты станешь просветленным, - сказал Мастер.
- Я
так и делаю, только постепенно.
- Постепенно можно лишь расти. Просветление - мгновенно.
Позже мастер объяснил:
- Тебе нужно прыгнуть! Крохотными шажками пропасть не преодолеть.


СНОВИДЕНИЯ

- Когда я достигну просветления?
- Когда увидишь, - ответил Мастер.
- Увижу что?
- Цветы, деревья, звезды, луну.
- Но я и так вижу их каждый день.
- Нет. То, что ты видишь, - всего лишь образы деревьев, цветов, луны и звезд. Ты не живешь в реальности, ты живешь в мире слов и мыслей.
И в утешение он мягко добавил:
- У тебя жизнь из бумаги, зато и смерть твоя будет бумажной.


ПРЕОБРАЖЕНИЕ

Ученику, который постоянно всех критиковал, Мастер сказал:
- Если ищешь совершенства, стремись изменить себя, а не других. Проще самому надеть сандалии, чем покрывать ковром всю землю.


УЧЕНИЧЕСТВО

Один посетитель просил Мастера взять его к себе в ученики, на что Мастер ответил:
- Можешь жить у меня, только не становись моим последователем.
- За кем же мне тогда следовать?
- Ни за кем. Когда за кем-то следуешь, сбиваешься с истинного Пути.


СЛЕПОТА

- Могу ли я стать твоим учеником?
- Ты и есть ученик, потому что глаза твои закрыты. Когда однажды откроешь их, то увидишь, что учить тебя нечему - ни мне, ни кому-либо другому.
- Зачем тогда нужен Мастер?
- Чтобы ты смог убедиться в том, что он не нужен.


ЗАВИСИМОСТЬ

Один ученик придавал слишком большое значение книжной мудрости. Мастер рассказал ему такую историю:
- Человек пришел на базар со списком покупок, но потерял его. Затем, к своей большой радости, он нашел список и постоянно сверялся с ним, пока не сделал все покупки. Затем он выбросил его, как ненужный клочок бумаги.


УКРЫТИЕ

Мастер стал легендой еще при жизни. Рассказывали, что сам Бог однажды просил у него совета:
- Я хочу поиграть с людьми в прятки. Я спросил у своих ангелов, где лучше всего спрятаться. Мне предлагали разные места: в глубине океана, на вершине самой высокой горы, на обратной стороне луны и на далекой звезде. А что бы посоветовал ты?
Мастер ответил:
- Спрячься в сердце человека - вот уж куда он и не подумает заглянуть!


НЕНАСИЛИЕ

В одной деревне от укусов змеи пострадало так много людей, что мало кто осмеливался выходить в поле. Говорят, один Мастер укротил змею и убедил ее сделаться миролюбивой.
Жители деревни скоро увидели, что змея стала безвредной. Они начали забрасывать ее камнями и таскать за хвост.
Как-то ночью, избитая, чуть живая, змея приползла к Мастеру в дом. Мастер выслушал ее жалобы и сказал:
- Друг мой, люди перестали бояться тебя - и это плохо!
- Но ведь ты сам учил меня не проявлять насилие!
- Я хотел, чтобы ты прекратила кусаться - но не шипеть!


РАСПРИ

Как-то между учениками разгорелся спор. Они никак не могли решить, что труднее всего: записать Божье Откровение, понять его или, после того как поймешь сам, объяснить другим.
Спросили Мастера. Он ответил:
- У меня есть задачка потруднее, чем любая из этих трех.
- Какая?
- Научить вас, олухи, видеть реальность такой, какова она есть.


ВОЗВРАЩЕНИЕ ДОМОЙ

- Существуют три уровня развития, - сказал Мастер, - физический, духовный и божественный.
- Что такое физический уровень? - нетерпеливо спросили ученики.
- На этом уровне смотришь на деревья - и видишь деревья, смотришь на горы - и видишь горы.
- А духовный?
- На втором уровне видишь суть вещей - деревья перестают быть деревьями, горы перестают быть горами.
- А божественный?
- А, это и есть Просветление, - хмыкнул Мастер. - Деревья снова становятся деревьями, а горы - горами.


БЕСПЛОДИЕ

Мастер терпеть не мог ученые разговоры. Он называл их "перлами мудрости".
- Но если это перлы, почему ты их отвергаешь? - спросили ученики.
- А вы когда-нибудь видели жемчуг, выращенный в огороде? - в свою очередь спросил Мастер.


МОЛЧАНИЕ

Однажды Мастер обратился к своим ученикам:
- Что толку от вашей учебы и вашего поклонения? Разве осел становится мудрым оттого, что живет в библиотеке, а мышь - святой оттого, что живет в церкви?
- Что же нам тогда нужно?
- Сердце.
- Как это понять?
Ничего не ответил Мастер. Что он мог сказать? Что не нужно становиться предметом изучения или объектом поклонения?


ПРИБЫТИЕ

- Труден ли путь к просветлению?
- Он и не труден, и не легок.
- Почему?
- Потому что нет никакого пути.
- Как же тогда дойти до цели?
- Не нужно никуда идти. Это путь без расстояния. Перестань идти, и ты достигнешь цели.


ЦЕЛЬ

На следующий день Мастер добавил:
- Но, увы, идти легче, чем остановиться. Ученики просили объяснить.
- Пока вы идете к цели, вы парите в мечтах. А остановившись, пребываете в настоящем.
- Как же измениться, не имея ни мечты, ни цели? - спросили озадаченные ученики.
- Истинная перемена не происходит по заказу. Пребывайте в настоящем - и она произойдет.


ТРЕЗВОСТЬ

- Где мне найти Бога?
- Он прямо перед тобой.
- Но почему я не могу увидеть Его?
- А почему пьяница не может увидеть свой дом?
Позже Мастер добавил:
- Разберись, от чего ты пьянеешь. Чтобы видеть, нужно быть трезвым.


ПРОЕКЦИЯ

- Почему здесь все счастливы, кроме меня?
Потому что они научились во всем видеть благодать и красоту, - ответил Мастер.
- А почему я не вижу эту благодать и красоту?
- Потому что нельзя увидеть снаружи то, чего не видишь внутри.


ПРЕДПОЧТЕНИЕ

Согласно легенде, Бог однажды послал Ангела к Мастеру с таким вопросом:
- Проси миллион лет жизни, хоть миллиард - и ты их получишь. Сколько ты хочешь прожить?
- Восемьдесят лет, - тотчас ответил Мастер. Ученики были потрясены:
- Но подумай: прожив миллион лет, сколько поколений учеников Ты взрастил бы своей мудростью!..
- Зная, что я живу миллион лет, люди будут думать скорее о продлении жизни, чем о мудрости.


ЛЕГКОСТЬ

Один человек хотел стать духовным искателем, но боялся, что это потребует от него больших усилий и самопожертвования. Мастер сказал ему:
- Много ли усилий и самопожертвования требуется для того, чтобы открыть глаза и увидеть?

В начало

Часть третья

Помощь

- Помоги нам найти Бога.
- Никто не может помочь вам в этом.
- Почему?
- Разве кто-нибудь может помочь рыбе найти океан?


УХОД

- Как помочь миру?
- Пойми его, - сказал Мастер.
- А как понять мир?
- Отвернись от него.
- Как же тогда служить людям?
- Пойми себя.


ОБУЧЕНИЕ

- Я хочу учиться. Возьмешь меня в ученики?
- Не думаю, что ты умеешь учиться, - ответил Мастер.
- А ты научишь меня, как учиться?
- А ты научишься позволять себе учиться?
Сбитым с толку ученикам Мастер позже объяснил:
- Учитель учит только тогда, когда ученик постигает. А постижение возможно лишь тогда, когда ученик позволяет себе принять обучение.


ПРЕВРАЩЕНИЕ

Мастер напутствовал группу учеников, чьи сердца позвали их совершить паломничество:
- Возьмите с собой эту горькую тыкву. Не забывайте окунать ее во все священные реки и брать с собой во все священные храмы.
Когда паломники вернулись, тыкву приготовили и подали как священную пищу.
- Странно, - попробовав тыкву, лукаво произнес Мастер, - священные воды и храмы не сделали ее слаще!


ПРИЧИННОСТЬ

Однажды Мастер удивил всех, сказав:
- Жизнь похожа на автомобиль.
Услышать такое смелое сравнение из уст Мастера! Все застыли в ожидании объяснений.
- Ах да, - произнес наконец Мастер. - На автомобиле можно достичь вершин.
Новая пауза.
- Но нередко люди сами лезут под колеса, позволяя себя переехать. А потом во всем винят автомобиль.


ПРИНУЩЕНИЕ

Мастер требовал, чтобы его ученики серьезно относились к поставленной цели.
Тем не менее он одергивал их, когда они проявляли излишнее усердие в духовных исканиях. Учитель считал, что ко всему нужно относиться полусерьезно-полушутя, как это делает актер на сцене.
А еще нужно иметь огромное терпение. "Цветы не заставишь источать аромат, - любил повторять он. - А плоды не заставишь быть сладкими".


РАСЧЕТЛИВОСТЬ

Мастер высмеивал тех учеников, которые слишком долго и тщательно обдумывают каждое свое решение.
- Тот, кто долго думает, прежде чем сделать шаг, всю жизнь проживет на одной ноге.


РЕВОЛЮЦИЯ

В монастыре существовал определенный свод правил. Однако Мастер всегда выступал против тирании закона.
- Послушание поддерживает традиции, - говорил он. - Любовь знает, когда их можно нарушить.


ИМИТАЦИЯ

С тех самых пор, как он достиг Просветления, Мастер жил очень скромно - ему нравилась простая жизнь.
Однако он смеялся над учениками, которые решили вести скромный образ жизни, пытаясь подражать ему.
"Какой смысл копировать мои поступки, не зная их мотивов? - спрашивал он. - Или сами мотивы, не зная, откуда они взялись?"
Смысл этих слов стал понятнее, когда он сказал:
- Разве козел становится раввином оттого, что у него тоже есть борода?


САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ

Один ученик приставал к Мастеру с бесконечными вопросами.
Мастер сказал ему:
- В твоем сердце ответы на все твои вопросы, и только ты знаешь, как найти их.
На следующий день он добавил:
- Твой путь к Истине не может быть освещен кем-то другим. Ты хочешь взять взаймы мой фонарь. Я же хочу научить тебя, как сделать свой собственный.


ШОРЫ

- Сделав меня своим верховным авторитетом, - заметил Мастер восторженному ученику, - ты вредишь себе, поскольку не желаешь смотреть на мир собственными глазами.
Выдержав паузу, Мастер мягко добавил:
- Ты вредишь и мне, поскольку не желаешь видеть меня таким, каков я есть.


СКРОМНОСТЬ

К Мастеру пришел посетитель. Он назвал себя искателем Истины. Мастер сказал ему:
- Если ты действительно ищешь Истину, то в тебе обязательно должна присутствовать...
- ...Знаю! Непреодолимая страсть к Истине.
- Нет. Готовность признать, что ты можешь ошибаться.


ОСЛЕПЛЕНИЕ

Уже который день Мастер был в предсмертном забытьи. Время от времени он открывал глаза и неизменно видел рядом своего любимого ученика.
-- Ты что, не отходишь от меня? - тихо спросил Мастер.
- Я не могу, Учитель.
- Почему?
- Потому что ты - свет моей жизни. Мастер вздохнул.
- Неужели я так ослепил тебя, сын мой, что ты отказываешься видеть свой собственный свет?


РОСТ

Мастер сосредоточенно слушал известного экономиста, излагавшего свою теорию развития.
- Является ли рост главным показателем в экономии ческой теории?
- Да. Всякий рост - это хорошо.
- Не так ли думает и раковая клетка? - заключил Мастер.


ПРИЯТИЕ

- Как стать великим человеком - таким, как ты, Мастер?
- Зачем обязательно становиться великим? Быть человеком - уже великое достижение.


ВИНА

Мастер учил, что вина в любом проявлении - пагубное чувство, которого нужно избегать, как самого дьявола.
- Но разве мы не должны ненавидеть свои грехи? - спросил ученик.
- Если ты чувствуешь свою вину, то ненавидишь не свой грех, а себя самого.


НЕСООТВЕТСТВИЕ

В тот день, как нарочно, каждый посетитель спрашивал только об одном: что будет после смерти.
Мастер только смеялся и ничего не отвечал.
После ученики спросили, почему он все время уклонялся от ответа.
- Вы замечали, что загробной жизнью интересуются именно те, кто не знает, что делать с этой? Им нужна еще одна жизнь, которая длилась бы вечно, - ответил Мастер.
- И все-таки - есть жизнь после смерти или нет? - упорствовал один из учеников.
- Есть ли жизнь до смерти - вот в чем вопрос, - загадочно ответил Мастер.


Вызов

Один ленивый ученик пожаловался, что ему ни разу не удалось испытать то состояние тишины, о котором так часто говорил Учитель.
- Тишина приходит лишь к деятельным и энергичным, - ответил Мастер.


ИДЕОЛОГИЯ

Группа политических активистов пыталась убедить Мастера в том, что только их идеология способна изменить мир.
Мастер внимательно слушал. На следующий день он сказал:
- Идеология бывает хорошей или плохой в зависимости от того, кто ее использует. Если бы миллион волков объединились для борьбы за справедливость, неужели от этого они перестали бы быть миллионом волков?


ВЛАСТЬ ЧУЖОГО МНЕНИЯ

Одному робкому ученику, который хотел развить в себе уверенность, Мастер сказал:
- Ты хочешь выглядеть уверенным в глазах других и думаешь, будто это и есть истинная уверенность.
- Так что же, не стоит придавать значения мнению окружающих?
- Совсем наоборот. Тщательно взвешивай все, что о тебе говорят, но не позволяй чьему-либо мнению владеть тобой.
- А как освободиться от власти чьего-либо мнения?
- А как освободиться от заблуждения?


ИЗБАВЛЕНИЕ

- Как избавиться от страха?
- А как избавиться от того, за что цепляешься?
- Ты хочешь сказать, что на самом деле я цепляюсь за свои страхи? Не могу с этим согласиться.
- Подумай, от чего твой страх "помогает" тебе спастись, - и ты согласишься со мной. И увидишь, что сам себя водил за нос.


СПАСЕНИЕ

- Как достигают спасения - действием или меди-
тацией?
- Ни тем, ни другим. Спасение - в умении видеть.
- Видеть что?
- Что золотое ожерелье, о котором ты мечтаешь, висит у тебя на шее. Что змея, которой ты так боишься, - всего лишь веревка на земле.


ПРОБУЖДЕНИЕ

Мастер был в хорошем расположении духа, и ученики решились его спросить:
- Скажи, что дало тебе Просветление? Раскрылось ли в тебе Божественное?
- Нет.
- Стал ли ты святым?
- Нет.
- Кем же тогда ты стал?
- Пробужденным.

Часть четвертая

РАКУРС

Мастер, казалось, просто излучал веселье. Ученики полюбопытствовали, знакомо ли ему уныние.
Знакомо.
Те продолжали допытываться: а правда ли, что он пребывает в постоянном блаженстве?
Правда.
Им не терпелось узнать, в чем секрет.
- Секрет в том, - ответил Мастер, - что хорошо человеку или плохо - решает он сам.

ИЗГНАНИЕ
Мастера выдворили из страны: его учение вызвало неодобрение властей.
Ученики поинтересовались, тоскует ли он по родине. Мастер ответил:
- Нет.
- Но ведь человеку свойственно скучать по родному дому?
- Стоит обнаружить, что твой дом - Вселенная, - и уже никогда не будешь себя чувствовать изгнанником.

ИЗМЕНЕНИЯ
К Мастеру пришел ученый-историк. Ему хотелось поспорить.
- Разве своими усилиями мы не влияем на ход истории? - спросил он.
- Конечно, влияем, - ответил Мастер.
- А разве своим трудом мы не изменили весь мир?
- Безусловно, изменили.
- Почему тогда ты учишь, что усилия человека ничего не стоят?
- Потому что когда ветра больше нет, листья все равно будут падать.

ПОСТИЖЕНИЕ
Старый Мастер занемог. Ученики умоляли его не умирать.
- Если я не уйду, как вы сможете увидеть? - молвил он.
- Чего же мы не видим, когда ты с нами? Учитель не ответил.
Когда смерть была уже близка, ученики вновь спросили:
- Что мы увидим, когда тебя не станет?
- Всю свою жизнь я сидел на берегу реки, раздавая речную воду. Надеюсь, после моей смерти вы увидите реку сами, - произнес Учитель, и в глазах его лукаво блеснул огонек.

ПРОЗРЕНИЕ
Между учениками разгорелся спор о причинах человеческих страданий.
Одни утверждали, что причина - в эгоизме. Другие считали: виной всему - заблуждение. Третьи говорили: человек страдает потому, что не способен отличить истинное от ложного.
Когда об этом спросили Мастера, он ответил:
- Человек страдает потому, что не умеет оставаться в одиночестве и безмолвии.

НЕЗАВИСИМОСТЬ
Казалось, Мастера абсолютно не волнует впечатление, которое он производит на других людей.
Когда ученики спросили, как ему удалось достичь такого состояния внутренней свободы, он рассмеялся:
- До двадцати лет меня совсем не заботило мнение окружающих. После двадцати стало небезразлично, что обо мне подумают. Но однажды - когда мне было за пятьдесят - я вдруг обнаружил, что на меня никто и не думал обращать внимание!

ПРИВИВКА
К всеобщему удивлению, Мастер не одобрял идею религиозного воспитания молодежи. Когда ученики попросили его объяснить свою точку зрения, он сказал:
- Сделайте юноше прививку - и вы убережете его от заболевания истиной, когда он повзрослеет.

подлинность
Мастер не обращал никакого внимания на дипломы и ученые степени. Он оценивал самого человека, а не его удостоверения.
Он как-то сказал: "Если есть уши, чтобы слышать пение птицы, нужно ли спрашивать у нее паспорт?"

ПРЕДРАССУДКИ
- Нет ничего плохого, нет ничего хорошего. Плохое и хорошее существуют лишь в уме.
Далее Мастер пояснил:
- Один человек легко выдержал семь дней религиозного поста. Другой за это же время умер от истощения.

СПОСОБ СТАТЬ МУЧЕНИКОМ
Мастер любил простых людей и с подозрением относился к тем, кто претендует на святость.
Ученику, который пришел поговорить о браке, он посоветовал:
- Только не бери в жены святую.
- Почему? - не понял ученик.
- Это верный способ стать мучеником, - весело отозвался Мастер.

САМОЗАБВЕНИЕ
Женщине, которая жаловалась, что богатство не принесло ей счастья, Мастер сказал:
- Ты рассуждаешь так, будто без роскоши и комфорта нет счастья, - сказал ей Мастер. - Чтобы быть по-настоящему счастливой, моя дорогая, тебе нужно лишь одно - чем-нибудь увлечься так, чтобы забыть себя.

ФАНАТИЗМ
Однажды Мастер сказал епископу, что у верующих есть врожденная склонность к жестокости.
- Как это понимать? - спросили его сбитые с толку ученики после того, как епископ ушел.
- Все они с легкостью пожертвуют человеком ради достижения цели, - ответил Мастер.

САМООТВЕРЖЕННОСТЬ
Преуспевающий предприниматель спросил у Мастера:
- Есть ли у тебя профессия? Работаешь ли ты?
- Нет, - ответил Мастер. Бизнесмен презрительно ухмыльнулся:
- Значит, ты - бездельник?
- Конечно, нет. Лень - порок большинства людей деятельных и энергичных.
Позже Мастер объяснил ученикам:
- Не делайте ничего - и все будет сделано через вас. Попробуйте просто ничего не делать - и вы поймете, какой это колоссальный труд.

МУДРОСТЬ
Мастеру нравилось, когда люди признавали свое невежество.
- Мудрость растет прямо пропорционально осознанию собственного невежества, - заявлял он.
Когда его просили объяснить, он говорил так:
- Если вы обнаружили, что не так умны сегодня, как вам казалось вчера, значит, сегодня вы стали мудрее.

ЛЮБОВЬ
- Что нужно сделать, чтобы наша любовь прошла испытание временем? - спросили молодожены у Мастера.
- Любите не только друг друга, но и мир вокруг вас, - ответил Мастер.

БОГАТСТВО
- Как духовность может помочь мирскому человеку вроде меня? - спросил у Мастера бизнесмен.
- Она поможет тебе стать еще богаче, - ответил Мастер.
- Но каким образом?
- Научив меньше желать.

БЛАЖЕНСТВО
Биржевой маклер разорился. Безутешный, пришел он в монастырь в поисках душевного покоя, но был слишком расстроен, чтобы сосредоточиться на медитации.
Когда он ушел, Мастер обронил лишь одно:
- Тот, кто спит на полу, никогда не упадет с кровати.

ВСЕОБЩНОСТЬ
Обычно Мастер отговаривал людей идти в монастырь.
- Чтобы получить пользу от книг, совсем не обязательно жить в библиотеке, - говорил он.
И еще:
- Книги можно читать и не посещая библиотеку; духовным можно быть и не посещая храм.

ТЕЧЕНИЕ
Ученики были подавлены. Они узнали, что Мастер скоро умрет.
Но Мастер произнес с улыбкой:
- Разве вы не знаете, что смерть придает жизни особую прелесть?
- Нет. Мы бы хотели, чтобы ты никогда не умирал.
- Все истинно живое должно умереть. Посмотрите на цветы: никогда не умирают только искусственные.

ПРИКЛЮЧЕНИЕ
Мастер говорил с учениками о Жизни.
Однажды он рассказал о своей встрече с летчиком, который во время Второй мировой войны совершал перелет из Китая в Бирму. На борту были рабочие для прокладывания дорог в джунглях. Лететь пришлось долго. Со скуки рабочие принялись за азартные игры. Но поскольку денег у них не было, они ставили на кон жизнь: проигравший выпрыгивал из самолета без парашюта!
- Какой ужас! - воскликнули ученики.
- Верно, - согласился Мастер. - Но какой захватывающей была игра!
Вечером того же дня он добавил:
- Полнее всего ощущаешь жизнь только тогда, когда она поставлена на кон.

СМЕРТНОСТЬ
Ученику, жаждущему мудрости, Мастер сказал:
- Закрой глаза и представь, что вместе со всеми, кто существует, ты падаешь в пропасть. За кого бы ты ни цеплялся, помни: он тоже падает...
Ученик последовал совету Мастера - и стал просветленным.

УЗЫ
- Как мне стать свободным?
- Выясни, кто связал тебя, - предложил Мастер. Неделю спустя ученик вернулся и сказал:
- Никто меня не связывал.
- Тогда зачем ты спрашиваешь об освобождении?
Это был момент просветления для ученика, который внезапно стал свободным.

ОГРАНИЧЕННОСТЬ
Мастер с большим почтением принял посетивших его профессоров, но не дал себя втянуть в ученые споры.
Удивленным ученикам он позже объяснил:
- Есть ли смысл рассказывать об океане лягушке, живущей в колодце? Или о Боге - людям, ограниченным своими собственными убеждениями?

ВОВЛЕЧЕННОСТЬ
Хотя Мастер любил всех своих учеников, он не скрывал, что ему больше по душе те, кто живет в "миру", а не в монастыре, - люди семейные, торговцы, фермеры.
Когда его попросили объяснить, он ответил:
- Духовность, приобретенная в обыденной жизни, несравненно выше той, что практикуется в тиши монастыря.

ПРИРОДА
Лектор утверждал, что малой части гигантских средств, направляемых на модернизацию вооружений, хватило бы для решения всех материальных проблем человечества.
Как и следовало ожидать, после лекции ученики спросили:
- Почему же люди так глупы?
- Потому что, - серьезно ответил Мастер, - они научились читать напечатанные книги и совершенно забыли, как читать ненапечатанные.
- Приведи нам пример ненапечатанной книги. Но Мастер ничего не ответил.
Однажды, уступив настойчивости учеников, Мастер сказал:
- Пение птиц, жужжание насекомых провозглашают Истину. Травы и цветы указывают Путь. Слушайте! Смотрите! Вот как нужно читать!

РАЙ
Ученику, одержимому идеей жизни после смерти, Мастер сказал:
- Драгоценен каждый миг жизни, а ты тратишь его на раздумья о будущем.
- Но разве можно не думать об этом?
- Можно.
- Как?
- Живи в раю здесь и сейчас.
- А где этот рай?
- Здесь и сейчас.

ПРИСУТСТВИЕ
Ученики попросили привести пример духовности, на который они могли бы равняться.
- Ш-ш! Слушайте. - Вот все, что сказал Мастер.
И пока ученики прислушивались к ночным звукам во дворе монастыря, он вполголоса произнес известное хайку:
Не думая о смерти, поет ицкада.

ПОНИМАНИЕ
- Что ты получил от Просветления?
- Радость.
- А что такое радость?
- Понимание: когда потеряно все, ты понимаешь, что потерял лишь игрушку.

ДОВЕРИЕ
Мастер часто повторял: важно не то, что человек совершает, а то, чему он позволяет свершиться.
Тем же, кто не понял, он рассказывал историю: Жил-был одноногий дракон. Обратился он как-то к сороконожке:
- Как ты управляешь столькими ногами? Я, например, могу управлять только одной.
- По правде говоря, - ответила сороконожка, - я ими вовсе не управляю.

Глава 5

Скоро будет

В начало

 


Hosted by uCoz