"Театр и лица" - Евгений Лавренчук

Татьяна Ставская: Самые яркие события в вашей биографии?
Евгений Лавренчук: Наверное, рождение… 24-го июня 1982 года. Затем изгнание из школы за поведение. Всё! … Шутка! Поступил в ГИТИС. Наверное, это самая большая отправная точка моей творческой биографии, потому что поступил я в ГИТИС не просто так, а на курс выдающегося режиссера Романа Виктюка. Сразу на второй курс он меня взял. Ибо, уже к тому времени, когда я по возрасту мог поступать, у него уже был второй курс. Я хотел именно к нему поступить. Соответственно, я быстренько сдал разницу между первым и вторым курсом - поступил сразу на второй курс, чем сэкономил сразу два года. Соответственно, в 21 год я был уже выпускником ГИТИСа.


К этому яркому и краткому жизнеописанию Евгения, я добавлю еще некоторые исторические факты его биографии. В 99-ом году Евгений Лавренчук стал победителем девятого львовского конкурса, посвященного Пушкину, за блестящее выступление, актерское мастерство, и глубокое знание пушкинской темы. В столице проживает с 17 лет. Окончил ГИТИС в 2003 году по специальности "Оперный режиссер". А в 2002 году основал Польский театр в Москве, и стал его режиссером. Приезжая в родной Львов, он также занимается новыми театральными постановками, и на его спектакли собирается весь город…


Премьера спектакля "Билокси блюз, или цветы живьем" состоялась 22 декабря, на малой сцене Драматического театра. Но еще задолго до премьеры, судя по закулисным разговорам, эта постановка обещала стать очередным успехом Лавренчука (как и случилось в действительности! - прим автора). В своем успехе был уверен и сам режиссер-постановщик:


Е.Л.: Это будет нечто!.. Это будет спектакль "Билокси-блюз, или цветы живьем", по пьесе Нила Саймона. Спектакль о, наверное, о первой … Вы знаете есть такая фраза, фильм, книжка о первой любви,.. спектакль будет о первой боли, о первой боли познания. Эти молодые ребята, герои пьесы Саймона, пришли в этот мир, чтобы его познать, а получилось так, что мир познал их!


Т.С.: Откуда такие мысли о боли?
Е.Л.: ДА! С одной стороны у меня не было такого опыта, слава Богу, ТАКОГО опыта, но на то и искусство дано, на то и режиссура дана, чтобы не переживать что-то в жизни, а потом выносить это как свои комплексы, на сценическую площадку. А как возможность предотвратить и как-то предупредить может быть даже, зрителя и самого себя.


По сюжету спектакля, действия происходит во время Второй мировой войны, НО, это даже и не важно КАКАЯ это война. Важно - ЧТО происходит с молодыми людьми, и КАК они притираются друг к другу. Режиссер Евгений Лавренчук позволил себе перевернуть пьесу Нила Саймона, по которой ставится спектакль:
Е.Л.: Спектакль я сознательно не упрощаю. Более того, я ввожу туда четыре разные временные структуры, четыре временных пояса. Если в пьесе действия происходят в армии, то в спектакле обнажается их будущее, оно манифестируется, оно обнажается. И в спектакле показано их прошлое - это армия; настоящее время - это военный госпиталь, куда они попали; будущее, что с ними случится, идет в сводках о каждом герое; и, какими бы они хотели видеть свое будущее, показано во снах главного героя. Такие четыре совершенно независимые друг от друга структуры. Нет, зависимые, но совершенно разные по эстетике, и по актерской психофизике, и по театральности, по приемам театральным, языку театральному.


Т.С.: Ваша молодость Вас не смущает?
Е.Л.: Нет, наоборот, я стараюсь выпирать это как преимущество! Я из-за этого пострадал только один раз. Это было в оперном театре, в городе Львове, где очень консервативная администрация. Я очень хорошо сработался с актерами, с певцами и хором, и со всем творческим коллективом, а администрация не поняла всего этого проекта, и как бы похерила (есть такое слово литературное)!


Т.С.: В таком случае, возникает и другой вопрос, как раз о психологии взаимодействия… Как строятся отношения молодого режиссера и, например, уже немолодых актеров?
Е.Л.: Конфликт начинается тогда, когда общение происходит на бытовом уровне - кому мыть тарелки? Самому молодому. У кого совета спросить? У самого пожилого.
Здесь немного другая система взаимоотношений. Здесь мы общаемся, не побоюсь пафоса, на уровне космоса, т.е. когда в той или иной атмосфере начинает возникать ритм какой-то, и я делаю профессионально свое дело, они делают профессионально свое дело, и мы вроде даже и не переплетаемся. Тем не менее, мы делаем общий спектакль. Общий продукт. Это потрясающе! Это непонятно! Это совершенно не изведанный какой-то прочес. Это не подчиняется ни рецептуре, ни алгоритмам. Выстроить это, и написать пособие по этому невозможно: если был бы рецепт, то все были бы гениальными!


Т.С.: В детстве кем хотели стать?
Е.Л.: Дирижером!


Т.С.: Почему нет?!. Почему не стали?
Е.Л.: Я думаю, слава Богу!.. Потому что, по отношению к театру у меня небольшой скепсис, и даже может быть иногда цинизм, то музыка вызывает у меня только восторг и непонимание: как это вот так происходит? И-и, я благодарен судьбе, что Я не стал дирижером, наверное, поэтому я могу непредвзято слушать музыку, и восторгаться.


Т.С.: Возвращаясь, все же к спектаклю… его название, семантика?
Е.Л.: Билокси - это местность. Небольшая местность на Миссисипи. "Билокси-блюз" - это такое сочетание немного не сочетаемого. Это сочетание крупной формы и малой формы, а именно "Билокси" - это как Малахова, или как Шапитовка - такая сельская местность. И блюз! Большая форма. Соответственно, "Билокси - блюз"!.. Ну, представьте себе: Малаховка-блюз!


И под занавеc... передаю слово человеку, которого также как и меня потрясло и глубоко затронуло знакомство с Евгением, это известный в Томске киновед Ада Бернатоните, которой еще накануне премьеры посчастливилось познакомиться и с самой постановкой:


А.Б.: Мы совершенно случайно познакомились с этим, очень странным и очень милым, молодым человеком. И когда я посмотрела на него еще первый раз, я поняла? Это безумно творческая личность, с огромным потенциалом, с таким хорошим сумасшедшим куражом. И когда спрашивают мое мнение о нем, я всем говорю одно и тоже, хотя очень не люблю повторяться: у этого милого мальчика снесло крышу, давно и надолго, НО КАК КРАСИВО ЕЕ СНЕСЛО!
И мой восторг по поводу Лавренчука, с которым мы общались достаточно (я надеюсь!) плодотворно и тесно, … мой восторг был подтвержден в итоге, и реализовался в образах, в образах его очень талантливого спектакля. Сказать о Лавренчуке и о его спектакле, что это ТАЛАНТЛИВО - это не сказать НИЧЕГО"


Жаль, что словом невозможно с точностью передать энергетику человека, тем более такого человека как Евгений Лавренчук! Просто пожелаю всем таких же ярких знакомств и встреч, и незабываемых впечатлений от театра!


Отрывки из радиопрограммы "Театр и лица"
Татьяна Ставская
Радиостанция "Эхо Москвы в Томске"



Hosted by uCoz